Вспоминая имена орловских журналистов, погибших в годы Великой Отечественной войны
В Москве, у входа в Центральный Дом журналиста на Никитском бульваре, установлен памятник фронтовым корреспондентам.
Журналист на развалинах Рейхстага с орденами, фотоаппаратом, карандашом и записной книжкой в руках.
Позади него полуразрушенная колонна, на которой наверху нанесена надпись «С лейкой и с блокнотом, а то и с пулеметом сквозь огонь и стужу, мы прошли…» (цитата из песни фронтовых корреспондентов «От Москвы до Бреста» — текст Константина Симонова). Это работа скульптора Л.Е. Кербеля и архитектора Е.Г. Розанова. За памятником стенды с именами погибших корреспондентов.
Каждый раз, приезжая с учениками на подведение итогов международного интернетконкурса «Страница семейной славы», мы отдаем долг памяти погибшим журналистам, среди которых есть и наши земляки.
Тысячи газетчиков, фотокорреспондентов, кинодокументалистов работали на фронтах Великой Отечественной, вели летопись сражений под Москвой, в Сталинграде, на Курской дуге и у стен Берлина. Вместе с солдатами они ходили в атаку на врага, форсировали водные преграды с передовыми подразделениями, дерзко действовали в разведке. А в перерывах между боями писали взволнованные яркие и правдивые очерки. Да еще заботились о своевременной доставке этих материалов в редакцию.
Смерть обрывала работу журналиста, но продолжали жить его статьи, очерки, книги, сделанные им фотографии – они сражались за Победу.
Их строки, оборванные пулями, остались памятью о войне. И то, что строки эти уже никогда не будут исправлены или дописаны, налагает на них особую печать – печать вечности…
Журналисты «Орловской правды»
В вестибюле орловского Дома печати спешащих на работу журналистов встречает мемориальная доска, где по белому мрамору золотом написано: «Вечная слава журналистам «Орловской правды», погибшим в боях за честь и независимость Родины в 19411945 годах. Александр Астанин. Сергей Беляков. Федор Воронин. Леонид Зирка. Николай Калмыков. Борис Николаевский. Иван Петрушин».
Написанные журналистами, не вернувшимися с войны, стихи и рассказы, рассеянные по страницам орловских газет и сборников, давно уже стали библиографической редкостью. Тем дороже любая сохранившаяся информация об этих замечательных людях.
Александр Астанин начал печатать свои стихи еще будучи учеником школы ФЗУ железнодорожников, в начале 30х годов. Это был веселый светловолосый парень, внешним видом напоминавший Сергея Есенина, любивший его звонкую поэзию и в какойто степени подражавший ему в своих стихах. В первые дни оккупации фашистами Орла Александр Астанин находился в Ельце, куда эвакуировалась редакция «Орловской правды». Оттуда он и был призван в Красную Армию.
В письме с фронта Александр писал матери Анне Степановне, эвакуированной в Пензенскую область: «Дорогая мама! Подлые гитлеровские разбойники под ударами Красной Армии откатываются назад. Уже освобождено много сел и городов, в том числе Людиново, Сухиничи… Скоро и Орел будет в наших руках… Кончится война, и опять мы заживем на славу. Я женюсь, а ты будешь нянчить внучат. Ну, будь здорова. Твой сын Саша».
И еще одно его письмо, посланное из Керчи в 1942 году: «Здравствуй, дорогая матушка! Я жив и здоров, нахожусь в Крыму… Погода здесь теплая, цветут подснежники… Будь здорова. Твой сын Саша».
Это последнее письмо в оборванной жизни Александра Астанина. Он погиб под Керчью весной 1942го.
Сергей Беляков пришел работать в «Орловскую правду» после окончания орловской школы №8. Писал о металлургах и рационализаторах завода им. Медведева, рабочих обувной фабрики им. Коминтерна, о съемках на берегах Оки художественного кинофильма «Человек остался один»…
Сергей любил Орел, но страстно мечтал о дальних городах и странах. До войны он побывал в Мурманске и Архангельске, работал в газетах Вологды, Курска, Ярославля. В 1939 году после возвращения Белякова на родину вышла в свет его книга « Рассказ о нашем городе».
О Белякове пишет в своем очерке «Наш друг Сергей» Михаил Шибалис: «С газеты 13й армии и началась боевая биография Белякова… В украинском селе за Днепром мы сидели с ним в тени вишневого сада и вспоминали Орел, Курск, наших общих друзей… Встреча в украинском селе оказалась последней. Я знал, что Сергей учился на военнополитических курсах в Москве, он писал мне оттуда на фронт — это было уже в начале сорок пятого года, — знал, что после курсов его направили снова в действующую армию, но с этого момента наша связь прервалась…».
Сергей Беляков прошел многими дорогами войны. Иногда они перекрещивались с родными местами — Ливнами и Орлом. Однажды старший лейтенант Беляков был командирован в Тамбов, а потом солдаты и офицеры с волнением читали серию его очерков о героях тыла, о том, как они трудятся для победы над врагом.
В январе 1943 года Сергей Беляков был награжден медалью «За боевые заслуги», в ноябре того же года – орденом Красной Звезды.
15 апреля 1945 года гвардии капитан Сергей Лукич Беляков, корреспонденторганизатор редакции газеты «Боевой товарищ» политотдела 3й гвардейской армии был представлен к награждению орденом Отечественной войны I степени (посмертно).
Вот как о последних днях С. Белякова вспоминал Николай Грибачев: «Сергей Беляков прибыл к нам в редакцию газеты «Боевой товарищ» в марте 1945 года, всем понравился мягкий раздумчивый человек. Выехали на фронт, нашли штаб нашего полка. В этот момент немецкие самоходки с улиц Цюхена открыли убийственный огонь…».
Военный корреспондент гвардии капитан Сергей Беляков погиб в марте 1945 года на западном берегу Одера (Германия).
Память о Сергее Белякове увековечена в названии одной из улиц в Северном районе Орла.
Продолжение следует.
Марина Самарина, член Союза журналистов России