В Орле на конференции обсудили возможность возрождения усадебной культуры
Основная идея
Мероприятие, которое прошло в библиотеке им. И.А. Бунина 21 апреля, посетил потомок последнего владельца усадьбы Новосильцевых, гражданин Франции, финансовый директор компании Safran Group Борис Нечаефф.
Усадьба находится в селе Первый Воин Мценского района. После революции 1917 года здесь располагался санаторий для больных туберкулезом, просуществовавший до 2009 года. Сейчас усадьба пустует и разрушается.
Борис Нечаефф вынашивает идею ее восстановления довольно давно, он разрабатывает различные проекты, ищет возможности. Сейчас ведутся переговоры с посольством Франции и меценатом, имя которого пока не называется. Но реконструкция дома и парка – половина дела, еще потребуется вдохнуть во все это великолепие новую жизнь. За основу берется идея создать резиденцию для художников, открыть музей, проводить фестивали классической музыки — ведь в доме Новосильцевых родился композитор Калинников. Ну и, кончено, понадобится создать туристическую инфраструктуру — гостиницу и другие объекты для посетителей.
– Это будет прекрасный туристический маршрут для жителей столицы, ведь по пути в Орел можно посетить СпасскоеЛутовиново и усадьбу Новосильцевых, – говорит Борис Нечаефф.
Из поколения в поколение
Для французского потомка русского белогвардейца Бориса Юрьевича Нечаева вопрос воссоздания усадьбы очень личный. Воспоминания родственников об этом месте передаются из поколения в поколение.
– В 70е годы мой дедушка получил от друга из СССР несколько фотографий дома. Увидев парадную лестницу, загороженную деревянной постройкой, он воскликнул: «Это была моя конюшня!». Оказалось, что под лестницей стояли его игрушечные деревянные лошадки. Дедушка, вспоминая об усадьбе, никогда не говорил о Тургеневе, Калинникове, Толстом, которые там не раз гостили. Он воспринимал ее иначе: описывал запахи парка, земли после грозы; рассказывал, как скакал галопом через парк, чтобы забрать со станции почту; как однажды пришел медведь и сильно напугал крестьян. Он описывал мебель, коллекцию живописи и те портреты, которые в детстве пугали его, поскольку изза тугих белых воротничков ребенку казалось, что это отрубленные головы, – поделился Борис Нечаефф.
Трагический опыт
В сентябре 1917 года, когда Борис Юрьевич учился в Орловском кадетском корпусе, до него дошли слухи о формировании контрреволюционной армии. Прибавив себе несколько лет, он вместе с другими кадетами присоединился к белогвардейцам в РостовенаДону. Позже Борис Нечаев навсегда покинет Россию и обоснуется во Франции.
– Когда началась Вторая мировая война, мой дедушка на офицерском собрании торжественно отказался воевать на стороне немцев против России. Он был арестован агентами гестапо, ранен и выжил только благодаря невероятному стечению обстоятельств. Я думаю, что этот решительный отказ объяснялся трагическим опытом Гражданской войны. Дедушка рассказывал, как однажды лицом к лицу столкнулся с молодым красноармейцем и взял его «на мушку», но убивать не хотел и стрелял мимо. Красноармеец убежал под свист пуль, но, к сожалению, вернулся и убил полкового товарища моего деда. Чувство вины не покидало Бориса Юрьевича всю жизнь. На тот момент всем участникам событий не было и 18 лет, так что никто не вправе судить этих мальчиков. Борис Юрьевич дожил до 19 мая 1982 года. Это был удивительный человек, блестящий офицер. В его жизни было много трагедий, в том числе трагедия потери Родины. Сердце его так и осталось в России, в усадьбе Новосильцевых в селе Первый Воин.
История не окончена
Борис Нечаефф уверен, что история фамильной усадьбы не окончена. Он понимает, что процесс восстановления займет много времени и потребует немалых финансовых затрат. Тем не менее, Борис вместе с семьей и друзьями периодически посещает дом, проводит здесь субботники, планирует привлечь волонтеров из Франции и России.
Уже подготовили проект восстановления усадьбы студенты Орловского ГАУ под руководством завкафедрой «Ландшафтная архитектура» Алексея Ковешникова. Проект существует в разных форматах, есть макет и видеопрезентация, которая и была продемонстрирована участникам конференции. Помимо усадьбы Новосильцевых, студенты Ковешникова спроектировали модель усадьбы Н.В. Киреевского в Шаблыкинском районе. Здесь когдато существовал парк со стилизованными беседками, посвященными различным странам мира; каждая соединялась с предыдущей водным каналом. Удивлял гостей трехосевой мост, соединяющий три направления.
– Был грот партерного плана со знаменитыми в то время гортензиями, все было ухожено идеально. Хозяин имел большую склонность к благоустройству и тратил на это немалые средства, – говорит Алексей Иванович.
Интерес есть
По словам профессора Ковешникова, студенты сейчас выполняют подобные работы в качестве дипломных. Они также могут в рамках изучения парковой культуры следить за деревьями, сделать опись и оценить состояние парков. Вопрос упирается, как всегда, в средства.
Но уже можно с уверенностью сказать, что усадебная культура вызывает большой интерес, и все больше появляется неравнодушных людей, готовых посвящать свое время и прикладывать усилия к восстановлению исторических мест.
К примеру, уже довольно давно работает общество по защите исторических ценностей Орловщины «Крепость». Энтузиасты проводят в Сабуровской крепости уже ставший ежегодным историкоэтнографический праздник «Сабуровские гуляния». В этом году он состоится 28 мая. В прошлом году проводился семейный праздник «Лето в Моховом» в усадьбе Шатиловых, приуроченный к 120летнему юбилею Шатиловской сельскохозяйственной станции.
Общество «Крепость», при содействии которого и была проведена конференция, не собирается останавливаться на одном или двух объектах. Ведь в Орловской области еще существует порядка 40 усадеб, все они находятся в удручающем состоянии, но имеют большой потенциал в плане развития внутреннего туризма. Большим преимуществом является то, что Орловщина расположена вблизи столицы. Этим и другими преимуществами остается только грамотно воспользоваться.
Вероника Иконникова
Фото автора