Ректор РАНХиГС Владимир Мау на Гайдаровских чтениях в Орле 12 мая рассказал о том, как России вернуться к экономическому росту.
Основываясь на опыте мировых кризисов последних лет, в частности, в развитых странах, мэтр российской экономической науки сделал ряд важных выводов. А именно: остановка спада экономики автоматически не вызывает ее роста; стагнация может длиться достаточно долго и не обязательно отражается на динамике благосостояния; макроэкономические манипуляции (понижение повышение ставки) не ведут к автоматическому росту.
– Нужна специальная программа роста, набор мер структурной политики, нацеленный на привлечение частных инвестиций. И если говорить о параметре, который на самом деле демонстрирует успехи в экономике, – будь то национальной или региональной, – это не рост ВВП или РВП, а способность власти привлечь частные инвестиции, объяснить инвестору, что в эту экономику, в этот регион, страну нужно вкладывать, здесь вести бизнес, – подытожил Владимир Мау.
Оценивая итоги антикризисной политики последних двух лет, он, вопреки расхожему мнению, назвал ее успешной. И сосредоточил внимание аудитории на ее положительных сторонах. Так, ожидавшийся спад экономики оказался минимальным (меньше, чем в 2009 году), впервые была поставлена цель по инфляции и она достижима (это основа снижения процентных ставок); в стране контролируемый бюджетный дефицит, беспрецедентно низкий для любой современной страны госдолг и почти исчезающий валютный долг; снижается внешний долг корпораций, отток капитала практически остановился и примерно соответствует выплате внешних долгов компаний; отмечен существенный рост сбережений (причем впервые не зафиксирована долларизация вкладов); произошло оздоровление потребкредитования, растет несырьевой экспорт, устойчиво возобновился рост ипотечного кредитования.
Однако, по словам ученого, сами по себе эти положительные сдвиги не транслируются в экономический рост. При разработке политики роста важно видеть структурные проблемы и риски. Одна из них — это проблема доверия. Уровень доверия в обществе еще весьма низок.
Людмила Федосова