Молодые активисты Центра комплексной реабилитации инвалидов убедили руководство компании «Орелстрой» переоборудовать съезды с тротуаров у новых домов в соответствии с нормативами «Доступной среды» и здравым смыслом.
«Орловская городская газета» уже рассказывала о работе, которую проводят люди, вынужденные передвигаться по улицам в инвалидных колясках. Их физические возможности ограничены в результате травм или заболеваний, но гражданской активности и упорства в трудном деле улучшения городского пространства им не занимать.
Некоторое время назад инвалидыколясочники Александр Востриков, Сергей Новиков, Артем Ветров и инвалид по зрению Дмитрий Черкасов исследовали на доступность пешеходную сеть Советского района. Впрочем, их выводы можно было бы предсказать заранее. В центральной части Орла полно мест, где и здоровые люди могут запросто переломать ноги. Особенно в условиях недостаточной освещенности.
И хотя тогда единственной реакцией на публикацию было возмущение общественности, ребята продолжили тестирование города «на дружелюбность».
На этот раз их внимание было обращено на микрорайон «Зареченский», где проживают несколько активистов ИнваЦентра. Новостройки здесь оборудованы пандусами, и лифты вмещают инвалидные и детские коляски, так что особых претензий нет. А вот с бордюрами беда. В некоторых местах они превышают 20 см в высоту. Их ни мамы с малышами преодолеть не могут без опасности опрокинуть коляску, ни тем более инвалиды. Поэтому людей, к которым общество должно относиться особенно бережно, в «Зареченском» часто можно видеть на проезжей части, рядом с движущимися машинами.
– Это новый микрорайон, власти позиционируют его как молодежный, а пешеходную сеть строят по старинке, без учета изменений законодательства, без понимания потребностей маломобильных групп населения, без здравого смысла и логики, – говорит основатель ИнваЦентра Александр Востриков. – Мы не раз указывали на это специалистам муниципалитета, депутатам, но ничего не меняется. Общественные пространства для таких, как мы, полны непреодолимых препятствий. И с этим еще работать и работать, показывать и рассказывать, как должны выглядеть хотя бы тротуары. А вот по придомовым территориям удалось сдвинуть проблему с места. Застройщик пошел нам навстречу, несмотря на то, что тротуары вообщето имеют «выход» на проезжую часть. Но пользоваться ими все равно нельзя. Мы договорились с руководством «Орелстроя», что в тех домах, где проживают инвалидыколясочники, в экспериментальном порядке, точечно, съезды с тротуаров будут выполнены в соответствии с нашими рекомендациями. У нас уже состоялась встреча с представителями компании, проектного института и подрядчиками по строящемуся дому на ул. Зеленина, 5. Вместе решили, каким должен быть съезд с тротуара: более широким и пологим. Если людям будет удобно пользоваться такими съездами, застройщик обещал распространить полученный опыт на все дома.
Вопрос по существу
Сергей Новиков, инвалид I группы, активист ИнваЦентра:
– Хотелось бы задать вопрос всем застройщикам, а также тем, кто занимается вопросами доступной среды: доколе будете делать то, чем пользоваться нельзя и что разваливается через несколько месяцев после того, как сделали? У нас практически ни к одному магазину попасть самостоятельно нельзя, потому что со стоянки заехать невозможно. Посмотрите, как делает пандусы та же «Пятерочка», вот там все по нормам. Но ваши «поделки» они переделывать отказываются, и поэтому попасть в магазин, где есть хороший пандус, – большая проблема. Может, все же начнем делать, как положено?
Компетентный комментарий
Владимир Строев, председатель комитета по строительству и перспективному развитию города горсовета Орла:
– Должен пояснить, что съезды с тротуаров на придомовой территории в новостройках выполнены по нормативам, действовавшим на момент проектирования домов.
С июля 2017 года требования законодательства серьезно изменились, в проектах используются уже новые расчеты. Если следовать им, съезд должен быть не менее трех метров. Ширина уже готовых тротуаров этого не позволяет. Тем не менее, мы считаем возможным там, где есть необходимость, переделать съезды с тротуаров, чтобы это было по максимуму удобно людям на инвалидных колясках или с детскими колясками. И будем рекомендовать сделать это всем компаниям города, работающим на рынке строительства жилья.
А на будущее, думаю, застройщикам и муниципалитету следует шире взаимодействовать с общественными организациями, которые занимаются подобными вопросами. Можно привлекать активистов в качестве общественных экспертов при проектировании придомовых и общественных территорий, детских и спортивных площадок. Тогда недоразумений и недовольства будет меньше.
Наталья Филатова