Как в старину искали и создавали гармонию
5 декабря Орловский музей изобразительных искусств отметит 60летний юбилей. В преддверии этой даты здесь состоялась лекция об орловском народном костюме, которую провела старший научный сотрудник Ирма Ивановна Борисова. Лекции на разные темы в музее проходят регулярно, но на этот раз мероприятие стало знаковым. Ирма Ивановна является старейшим из его сотрудников.
Она пришла сюда работать в 1959 году – через два года после открытия учреждения. Тогда в регионы «сверху» спустили директиву – открыть при музеях отделы народного искусства. Создавать отдел, собирать экспонаты, вести научную деятельность практически с нуля пришлось юной выпускнице института.
– После изучения всех имеющихся на тот момент исследований по культуре, этнографии, археологии нашего и близлежащих регионов, в 60е я провела немало полевых экспедиций, – говорит Ирма Ивановна. – Собирая экспонаты для музея, много общалась с деревенскими женщинами, которые еще помнили традиционную культуру и крестьянский быт. Самое удивительное в этом ушедшем мире – его цельность, стремление людей сделать жизнь упорядоченной, гармоничной. На лекциях я рассказываю не только о предметах одежды, но и о древней символике костюма, ведь он являлся одной из форм выражения традиционного мировосприятия. Современные слушатели очень чувствительны к такой информации. На последнюю лекцию, к примеру, к моему удивлению, приезжали люди даже из разных районов области.
Как рассказывает Ирма Ивановна, женская фигура представляла собой – ни больше ни меньше – модель мира. Головной убор символизировал небо; тело от шеи до пояса – воздушное и надземное пространство, населенное животными и людьми; от пояса до пяток, где носили юбкупоневу – землю и подземный мир. Поэтому праздничный головной убор должен был богато украшаться блестящими бусинами и лентами, символизирующими солнце и капли дождя, а поневу часто делали из темной ткани в клетку. Квадрат традиционно представлял землю, одновременно ромб ассоциировался с круговоротом жизни и времени. А основу костюма и нижнее белье составляла рубаха. Девичья рубаха шилась из чистобелого полотна, а женская – с обязательными вставками пестряди – ткани из переплетенных белых и красных нитей.
– Когда я спросила у одной из женщин, зачем эти непременные вставки красной ткани, она ответила: «Так ребенок ведь на крови рождается». В девичьем костюме в вышивке также использовался красный цвет, а вот для старых дев часть наряда вышивалась белыми нитками по белому полотну, – говорит Ирма Ивановна.
Женская рубаха должна была как бы обволакивать округлости тела. Она обязательно шилась очень длинной, а потом при подпоясывании на талии делались пазушки – рубаху поддергивали над поясом. Такие пузырящиеся объемы считались полезными для здоровья и охраняющими тело от сглаза. А вот обтягивающая одежда, наоборот, слыла вредной.
Ирма Ивановна показывает фотографию девушки в надетом особым образом объемном платке.
– В таком платке девушка «невестилась», демонстрировала свою стать и красоту. Если станешь сутулиться – он просто не будет держаться, упадет с головы, – улыбается она. – Это лишь немногие, но очень характерные детали быта прошлого, отражающие глубокий смысл повседневных вещей, наполненность повседневной жизни. Одежда одновременно была и посланием миру, и соотносилась с самим устройством мира, и защищала. Та же символика, гармоничное сопряжение различных частей и линий характерны и для жилища, и для народной игрушки и т.д. Как сказала мне одна народная мастерица: будет строй, то есть порядок, «и вид будет». Конечно, все эти значения детально разбирают уже современные исследователи. Вряд ли крестьянскому ребенку говорили: «Это означает небо, а это землю». Однако, вырастая в этом пространстве, он воспринимал чувство гармонии, уместности, символику бессознательно. Это было очень важно. Традиция помогала людям жить, чувствовать опору, ощущать, что мир не хаотичный и разрозненный, а цельный и упорядоченный, а каждый человек – его часть. В этом и была цель искусства в прошлом, а мы стараемся сохранить эту красоту и рассказать о ней людям сегодня.
Юбилейные планы
Юбилей Орловский музей изобразительных искусств отметит масштабной выставкой новых поступлений. Экспозиция откроется 5 декабря и представит зрителю новые экспонаты, которыми пополнились фонды музея за последние 10 лет.
– К сожалению, покупать предметы искусства музей не может себе позволить, – говорит директор Светлана Четверикова. – Поэтому основу выставки составят вещи и картины, подаренные нам различными меценатами. Экспозиция будет представлять собой срез того, чем интересуются современные коллекционеры и любители искусства.
Кроме того, специалисты расскажут о новых мультимедийных технологиях в музее. К примеру, на сайте учреждения появилась виртуальная экскурсия, где можно не только увидеть панораму зала, но и прочесть информацию о каждом произведении. Также разработано приложение с аудиогидом для смартфона и многое другое.
Елена Маслова