В последнее время в Орле много говорится о перспективах развития города. О том, какими быть общественным пространствам. О необходимости создания единой концепции для парковых зон. О том, как обустроить и какой активностью наполнить привычные территории. Что необходимо построить, чтобы проложить по городу новые маршруты для познавательных прогулок и полезных развлечений.
В процесс обсуждения вовлечены и жители города. Для них было организовано интернетголосование по выбору общественных пространств, нуждающихся в первоочередном благоустройстве. Им предложено высказывать предложения, каким они хотят видеть Орел.
Для них на главной площади установлены каток и тюбинговая горка. Пока, очевидно, в порядке эксперимента: как эти новации повлияют на жизнь делового центра? Станет ли он в своей новой ипостаси более оживленным и привлекательным для подростков, семей с детьми, влюбленных парочек, пожилых людей? И стоит ли и впредь «стирать границы» территорий или всетаки разумнее развивать их в соответствии с функциональным назначением?
Об этом мы поговорили с председателем комитета горсовета по строительству, перспективному развитию города Владимиром Строевым.
Свериться с генпланом
– В дискуссиях о том, каким быть Орлу, както потерялась тема генплана, – отметил Владимир Владимирович. – Хотя это вообщето главный документ, определяющий развитие города. И он только в прошлом году был актуализирован, проверен на соответствие законодательству и пропущен через «фильтр» 11 публичных слушаний. Несмотря на то, что процесс корректировки генплана в условиях хронической нехватки денег в городском бюджете длился долго и мучительно, он получился добротным и жизнеспособным. Надо приступать к реализации задуманного.
По мнению Строева, выполнение запланированных мероприятий сделает жизнь в городе более комфортной, что называется, в базисе. Например, строительство новых транспортных развязок позволит разгрузить центральные улицы и перенаправить часть транспортного потока по внешнему контуру города. Одна из новых магистралей должна связать через Наугорское шоссе микрорайоны «Болховский» и «Зареченский».
– Появление этой дороги позволит сделать свободнее Октябрьскую улицу, – считает председатель комитета.
Переназревшей он также назвал проблему строительства ливневой канализации в районе 1й Посадской улицы, где в период дождей машины буквально «плывут» по дороге.
– Правобережный канализационный коллектор в критическом состоянии, нужно тянуть вторую линию, – говорит Строев. – Это было понятно еще семь лет назад, когда только строился микрорайон «Болховский».
Проблема в деньгах
Вернее, в их постоянном дефиците.
– Годовой бюджет Орла составляет 2,4 млрд рублей, собственных доходов у города 1,9 миллиарда, – говорит Владимир Строев. – Поиск недостающих средств – ежегодная головоломка.
Отсюда и отсутствие проектов и дорожных карт по реализации мероприятий генплана, что, в свою очередь, лишает надежд на включение в федеральные программы и получение федеральных же средств.
Хотя в некоторых вопросах Орел просто на удивление расточителен.
– Возьмем пешеходный мост через Оку, который, как планируется, должен соединить Железнодорожный и Советский районы, – напоминает Строев. – Хорошее же дело, если говорить объективно. Пешеходную инфраструктуру необходимо развивать. Мамам с колясками и малышами, пенсионерам где гулять? Не по Красному же мосту, перегруженному транспортом и загазованному. Противники строительства критиковали, скорее, модель моста, чем его идею. Их услышали. Проект был приостановлен, отправлен на доработку. Но надо понимать, что тот вариант, который мы увидим на выходе, будет уже четвертым. Три проекта уже есть и все они реальные — вантовый, подвесной, бетонный. Бери и делай. И все были оплачены, но не реализованы. Ту же историю мы наблюдаем с Красным мостом. Несколько лет назад проект был заказан омской компании. Теперь город новый контракт заключил – с компанией из СанктПетербурга.
– Нужно доводить эти вопросы до завершения и выходить на федеральный центр, добиваться финансирования, – резюмирует депутат. – Иначе Орел станет городом несбывшихся проектов. Без современной инженерной и дорожнотранспортной инфраструктуры невозможно в комплексе развивать территории. Наличие нескольких локально благоустроенных общественных пространств не сделают город в целом комфортным для людей.
Ирина Никишонкова