В Орле проходят мероприятия, связанные со 100-летием со дня рождения Леонида Афонина, известного литературоведа, писателя, ученого, педагога.
Литературный крестный
В библиотеке им. Бунина продолжает работать посвященная ему выставка, готовят юбилейные вечера институт филологии ОГУ и региональное отделение Союза писателей, а на прошлой неделе эту дату отметили в Музее писателейорловцев. Гости слушали отрывки из авторских радиопередач Афонина, смотрели фрагменты документального фильма, посвященного человеку, обладавшему редким сочетанием таких дарований, как ученый и краевед, писатель и педагог, театральный критик и общественный деятель.
Как пояснила Татьяна Полушина, заведующая Домоммузеем Леонида Андреева, у юбиляра так много ипостасей, что пришлось выбрать только одну – вклад Афонина в отечественное андрееведение.
Его монография «Леонид Андреев», изданная в 1959 году, положила начало системному изучению в СССР жизни и творчества нашего земляка. Книгу тепло принял Корней Чуковский, назвавший Афонина «литературным крестным Андреева». В письме он признался автору монографии, что многое в ней стало для него новостью, «и все это новое очень повысило в моих читательских глазах личность Андреева, научило меня поновому любить и уважать его». Чуковский поблагодарил автора «за благородную, талантливую и умную книгу», отметил, что тема Андреева – «очень сложная, трудная, требующая большой душевной гибкости и я очень рад, что за эту тему взялся такой писатель, как Вы». Книга стала «пропуском» Афонина в Союз писателей СССР, рекомендацию ему дал Чуковский.
Без посредников
А на библиотечной выставке мне о юбиляре рассказала старейший музейный работник Орла отличник культуры РФ Ольга Овсяникова. В 1967 году она приняла от Леонида Афонина музей Тургенева, которым и руководила в последующие пять лет.
– Он никогда не забывал поздравить меня с днем Ангела, – вспоминает Ольга Николаевна. – Однажды ктото из сотрудниц пошутил, что Афонин с таким праздником почемуто поздравляет только меня и, чтобы избежать кривотолков, пришлось объяснить, что у Леонида Николаевича сестра – тоже Ольга, поэтому он и помнит.
Сестер у Афонина было две – Наталья и Ольга, но Леонид Николаевич никогда не говорил о своих родственниках, скрывая большую семейную драму.
Это и многое другое, что не вошло в официальную биографию писателя, Овсяникова узнала от самого Афонина, который открылся ей как партийному секретарю музея и человеку, которому доверял: «Я с партией очень разные жизни прожил и обо мне многое могут говорить. Хочу, чтобы вы все знали без посредников, только с моих слов».
Тогда она и услышала о трагической судьбе одной из сестер, родителях, служивших при церкви, о трудном детстве, причине отчисления его из Московского института философии и литературы, фронтовых дорогах, службе в дивизионной газете, а после победы – в культурном отделе советской администрации послевоенного Берлина, знакомстве с ведущими немецкими писателями.
А потом пригласил на СадовоПушкарную – где жил с семьей жены, и Ольга Николаевна была потрясена убогостью дома и теснотой крохотной комнатки, в которой так плодотворно творил Леонид Афонин.
Ученых много
Эту тесноту помнит и писатель Иван Рыжов. Его воспоминания опубликованы в сборнике, представленном на юбилейной выставке в бунинской библиотеке.
Он, редактор газеты «Орловский комсомолец», чувствовал себя виноватым за то, что ученыйлитературовед, которого знают и уважают известные на весь мир Александр Твардовский, Анна Зегерс, Бертольд Брехт, Джеймс Олдридж, живет в условиях, не достойных ни его таланта, ни известности. Вспоминает, как на правах редактора главной молодежной газеты хлопотал об улучшении жилищных условий Афонину, но в коридорах власти отвечали, что «ученых в Орле много, а книги Афонина они не читали».
В памяти – навсегда
Верность, как одну из главных черт характера Афонина, отметил директор Музеязаповедника Чехова в Мелихове Юрий Авдеев: «За друзей он готов был всегда вступиться, если это было необходимо. Вместе с ним мы отбивали атаки клеветников на директора Музея Лермонтова в Тарханах. Такие люди, как Леонид Афонин, являются украшением и солью земли и никогда не уходят из памяти».
Ему вторит одна из давних студенток пединститута, теперь – доцент ОГУ Маргарита Теляковская. Она вспоминает случай, когда однокурсники сорвали спецсеминар, и Афонин провел его для двух пришедших студентов – так он понимал верность долгу. А в дни его лекций в деканате собирались все свободные преподаватели, и он отвечал на вопросы своих молодых коллег, эмоционально рассказывал о литературе, писателях, о жизни. Знания у него были энциклопедические, память – феноменальная.
По общему свидетельству авторов сборника воспоминаний, Леонид Николаевич остался в памяти не только как историк культуры и литературы, краевед, публицист и педагог. Он был нравственным камертоном, «непререкаемым авторитетом, обладал такой безупречной репутацией, что даже одно его слово одобрения было важно и делало человека счастливым».
Разными словами эту мысль в сборнике подтверждают известные деятели науки и культуры. Многих уже нет, а здравствующие помнят и продолжают дело своего учителя и наставника.
Валентина Новошинская
Фото из музейных фондов