В конце ноября Госдума приняла поправки в Трудовой кодекс, регулирующие взаимоотношения работодателей и сотрудников, которые трудятся удаленно. Законопроект должен вступить в силу 1 января следующего года. «Орловская городская» попыталась разобраться в документе.
В режиме онлайн
Изза коронавируса во многих организациях рабочий процесс перешел в онлайнрежим. Сотрудница одного из таких предприятий орловчанка Елена Пронина начала работать удаленно с апреля этого года. Сначала руководство объявило, что удаленный формат будет действовать до сентября этого года. Затем было решено, что трудиться из дома коллектив будет до нового 2021 года.
За эти восемь месяцев Елена побывала в офисе всего пару раз в связи с производственной необходимостью.
Дополнительное соглашение к трудовому договору не заключали, все сотрудники написали заявление о переводе на удаленную работу.
Три варианта
В новых поправках законодатель рекомендует заключать дополнительное соглашение к трудовому договору. Форма зависит от того, какой вид «удаленки» будет выбран.
Определено три вида удаленного труда. Первый вариант – на постоянной основе. Второй – комбинированный, когда часть времени работник проводит в офисе, а часть — трудится из дома. Третий — временный, когда работодатель отправляет сотрудника на «удаленку» по его заявлению. Такой формат возможен, если, к примеру, сотрудница находится в отпуске по уходу за ребенком. Но есть ограничение: временная «удаленка» не может длиться более полугода подряд.
В экстренных случаях (природные и техногенные катастрофы, аварии, несчастные случаи на производстве, пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии) работодатель может утвердить «удаленку» без согласия коллектива (локальным нормативом).
По договоренности
– Перевод на удаленный формат происходил постепенно. Некоторым пришлось забирать компьютеры с работы домой, поскольку по техническим причинам было невозможно установить рабочую программу на домашнее оборудование. Затем происходила отладка программного обеспечения, что тоже потребовало определенного времени.
Перейти на «удаленку» в срочном порядке, когда в коллективе около ста человек, конечно, невозможно. Сейчас часть сотрудников работает на компьютерах организации, часть — на своем оборудовании (если так оказалось удобней), – говорит Елена Пронина.
В новых поправках оговаривается то, что работодатель обязан организовать сотруднику на «удаленке» рабочее место. Но по согласию сторон работник может пользоваться и своим домашним компьютером.
Вопрос о компенсациях
На каких условиях это происходит, выплачивается ли компенсация за пользование собственным оборудованием или нет, пока точно не определено. Законотворцы отдали этот вопрос на откуп работодателям.
– Сначала никаких компенсаций за то, что сотрудники пользуются своим оборудованием, оплачивают электроэнергию и так далее, не было. Руководство компании мотивировало отказ тем, что работникам не надо тратиться на проезд. Но в октябре некоторым все таки начали выплачивать компенсации. Однако коснулось это не всех, да и какова методика расчетов, руководство не пояснило, – продолжает Елена.
О праве на «офлайн»
Депутаты Госдумы активно обсуждали вопрос о том, может ли работодатель беспокоить сотрудника в нерабочее время. Изначально предполагалось дать работникам так называемое «право на офлайн», то есть возможность отключать все средства связи по окончании рабочего дня и в выходные.
Но к третьему чтению депутаты, профсоюзы и работодатели пришли к соглашению о том, что общаться по рабочим вопросам в нерабочее время можно. Но это должно засчитываться и оплачиваться как сверхурочные часы.
Посчитать невозможно
То есть на деле все будет зависеть от личных договоренностей.
– Мой рабочий чат не замолкает ни на минуту. А если учесть, что есть и ночные смены, приходится просто отключать звук. Все равно иногда в выходные я отвечаю на вопросы и делаю срочные отчеты. Но невозможно точно посчитать, сколько времени затрачено на ту или иную операцию сверхурочно. Ответ можно дать и за пять минут, а можно собирать информацию весь день. Выходит, как оплачивать сверхурочные и оплачивать ли их вообще, решает работодатель. Я пока подобных компенсаций не получала, – делится Елена.
Вопрос надбавок и компенсаций каждый работодатель будет решать сам. А вот снижать зарплату на основании того, что сотрудники переведены на «удаленку», законом будет запрещено. По словам Елены, за время удаленной работы никто из ее коллег не потерял в зарплате. В то же время работодатель получит право считать за прогул и увольнять работника, если он не выходит на связь два рабочих дня подряд.
Незаменимое общение
Работа из дома не всем дается просто.
– Конечно, не хватает живого общения. И на рабочие процессы это тоже влияет негативно. Гораздо проще все контролировать, когда находишься непосредственно в офисе. Личный разговор всегда лучше, чем общение по любому средству связи.
Но особенно тяжело приходится тем, у кого семья большая, а жилплощадь маленькая. Когда человек не имеет возможности спокойно погрузиться в рабочий процесс, это сильно изматывает. С другой стороны, в будущем, при необходимости, договориться о дистанционной работе будет гораздо проще. Это хороший опыт, – заключает Елена.
Вероника Иконникова