Но «нет здесь ни вида, ни имени того, кому Орёл обязан своим существованием!» – напоминает слова краеведа и патриота Гавриила Пясецкого автор этой статьи.
За полвека, прошедшие после празднования 400летия города Орла, много и разными людьми написано об истории города, но ни один автор не обошел трудов первых краеведов, дополняя и уточняя их.
По имени птицы
Дмитрий Иванович Басов, продавец старых книг и лекарственных трав, чей прадед был одним из первых поселенцев Орла, писал в 1837 году: «Говорят, что при впадении реки Орлика в Оку, на правом его берегу, где теперь стоит церковь Богоявления, рос большой дуб, а на том дубе водились орлы, поэтому река называлась Орёль, а город Орлом». Выдающийся краевед и патриот Гавриил Михайлович Пясецкий, приводя слова Басова в своей книге об Орле, продолжает: «Не остается сомнения, что наш город, подобно городам Севску, Кромам, Болхову, Мценску, Ливнам и Ельцу, получил свое название от реки, на берегу которой был построен. Что же касается до названия самой реки, то, уважая предание, мы согласимся, что она названа так по имени птицы, только не потому, что орлы водились здесь на одном дубе у самого устья Орлика, а потому, что они во множестве водились в лесу по всему Орлику и его притоку – Орлице». Это так, но наши предки уже тогда умели мыслить образами. О взлетевшей при первом ударе топора по могучему дубу гордой птице, давшей название городу, сохранились разные варианты легенды. Об этом говорится во многих источниках XVIII – XIX вв. В восприятии потомков птица орел стала легендарным, мифическим символом нашего города.
Выбрано царем
Место для будущей крепости царь выбирал сам, учитывая географическое положение и ее значение в защите южной границы Руси от набегов крымских и ногайских татар. В 1565 году 35летний Иван Грозный, осматривая засечную черту, посетил Козельк, Белёв и Болхов. Во время объезда он выбрал место для строительства новой крепости. Гавриил Пясецкий, который в середине XIX века еще не располагал точными данными, писал: «В следующем (1565 году) царь Иван Васильевич путешествовал по Украине, осматривал многие города, был в Болхове и, вероятно, в Орле». Орёл был основан в 1566 году, в 1565 году Иван Грозный лишь выбрал место для крепости. Точные даты основания города Орла названы в документах, которые орловские историки обнаружили в центральных архивах лишь в 1966 году, накануне празднования 400летия города Орла. В первую очередь, это Никоновская летопись, в которой под 1566 годом записано: «Того же лета, повелением государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси поставлен быть город на поли на реке Орлее». Царь в постоянных стычках с ДевлетГиреем укреплял войско, а также «города южные Болхов, Орел, незадолго до сего основанный им в степи» (Карамзин). В Орловскую крепость он назначил воеводой Василия Петровича Ростовского, которому доверял.
Портрет по останкам
Орловцы всегда помнили имя основателя города, а легенду с его названием знают и стар, и млад. В областном краеведческом музее в 1960е годы экспонировалась копия Никоновской летописи и скульптурный портрет Ивана IV, созданный по реконструкции историка, археолога, антрополога, скульптора доктора исторических наук Михаила Михайловича Герасимова, основателя методологии, а, по сути, школы («школа Герасимова») восстановления облика человека по останкам. В 1964 году Герасимов вылепил скульптуру Ивана Грозного. К слову, в том же году автору этих строк посчастливилось услышать интереснейшее выступление Михаила Михайловича в Институте археологии Академии наук СССР перед участниками археологических экспедиций, в том числе и в Орловскую область.
«Блюдется место»
Вопрос об установке памятника в Орле Ивану Грозному остро никогда не ставился, но это не значит, что об этом патриоты города не думали. Занимала эта тема и Г. М. Пясецкого. Свою главную книгу «Исторические очерки города Орла», увидевшую свет в 1874 году, Гавриил Михайлович закончил словами: «Множество железных дорог, опоясывающих с недавнего времени г. Орёл и сближающих его почти со всеми важнейшими просвещенными, торговыми и промышленными пунктами в России, готовят ему блестящее будущее. Отселе для него новая эпоха процветания. Но не наше дело судить о будущем. Нашею единственной целью было проследить прошедшее города Орла, познакомиться и познакомить с его историей тех, кому дороги имя и счастие этого города, кто считает его своей родиной и чья жизнь течет в тесной связи с его судьбой. Оканчиваем наше знакомство с родным городом… Весело красуется теперь он, украшенный множеством церквей и великолепных зданий; но мрачно и уныло смотрит в нем одна его площадка, у которой сливаются воды заветных рек! Она забыта, покинута, и никто не вспомнит, что здесьто именно брошено первое зерно родному городу, из которого потом разросся он, как вырастет всякое дерево, если за ним ухаживают… И нет здесь ни вида, ни имени того, кому Орел обязан своим существованием! Впрочем, если не мы, то наши потомки не позволят расти глухой траве и попираться месту, полному священных воспоминаний, ногами сгонного скота… Может быть, эта унылая местность снова оживится, опять привстанет над окружающими ее предметами, украсится если не прежними дубами, то высокими тополями, и не будет в полую воду заноситься песком и илом… Может быть, это самое место блюдется для будущего памятника царю Ивану Васильевичу Грозному!».
Судя по настроению орловчан, большинство из них поддерживает решение об установке памятника основателю города Орла Ивану Грозному. Важно только, чтобы их не разочаровали внешний вид скульптуры и место ее установки.
Антонина Гольцова, заслуженный работник культуры