Психолог – о том, как сделать школьную пору комфортной и для детей, и для родителей.
Корреспондент «Орловской городской газеты» пообщалась с психологом Ксенией Покровской, чтобы узнать, как помочь ребенку адаптироваться к школьной жизни.
– Первый учебный год – это изменения для всей семьи. Как родители могут помочь первоклашке привыкнуть к новой роли, как самим не нервничать?
– Для начала мамам и папам стоит разобраться, что они чувствуют на самом деле: просто волнение от нового этапа жизни или же реальный стресс, связанный с какимто своим негативным школьным опытом. Естественно, в первые учебные дни вся семья волнуется, но компенсировать это волнение легко какимито приятными вещами: прогулкой в парке, походом в кафе всем вместе или на аттракционы, загородной поездкой и так далее. Словом, переключиться на позитивную волну.
Важно понимать, что для ребенка школа – новый опыт. И если он здоров, то от этого опыта будет получать радость. Но ребенок очень зависит от реакции, мнения родителей: если мама и папа напряжены, то будет напряжен и ваш школьник. Если родители перекладывают на дитя свои личные переживания, травматический опыт школьных лет, то разбираться нужно детально, лучше обратиться к психологу.
– А как мамам и папам наладить коммуникацию с педагогами?
– Не стоит забывать, что учителя не роботы, призванные механически заложить знания в детские головы, а такие же люди, как и мы. Детей в классе может быть 30 и 35, а учитель один, на него ложится большая нагрузка и ответственность. И если не забывать про человеческий подход, взаимоотношения между родителями и педагогом сложатся хорошие. Не нужно пытаться манипулировать, специально угождать. Всегда можно договориться и найти компромисс, важно выстроить партнерские отношения, ведь у учителей и родителей одна цель – дать знания маленькому человеку. И помните, что «учитель должен» – не лучший подход. Он должен только в рамках своего функционала.
– В случае, если у ребенка произошел конфликт с учителем, что делать?
– В связке родительучительребенок, ребенок – самое неустойчивое звено. У него не было опыта общения с учителями, конфликтного опыта тоже еще мало. Поэтому очень важно поддержать ребенка, не отчитывать его при педагоге и одноклассниках. Поговорите дома, попробуйте разобраться в сути конфликта, выслушать все стороны по отдельности.
К сожалению, бывают ситуации, когда конфликт перерастает в хронический и отношения между учителем, родителями и школьником становятся предвзятыми. Тогда, вероятно, стоит задуматься о переводе ребенка в другой класс или школу. Ведь если ребенку некомфортно и он испытывает психологическое напряжение, у него около 6070% знаний попросту не будут усваиваться.
– Все мы разные и по разному воспринимаем мир, однако принятые в обществе стандарты порой достаточно сильно давят. Если ребенок не такой, как все, например, отличается от других внешне, смотрит на вещи под своим углом зрения, имеет особенности здоровья, нужен ли какойто особый подход?
– Вы правы, мы все разные, и рассказывать об этому ребенку нужно с ранних лет, еще до школы. «Может быть так, но может быть и подругому. Ты будешь сталкиваться с людьми, которые будут с тобой не соглашаться, и это нормально». Если ребенок болезненно воспринимает свои особенности, то семья должна стать тем тылом, где он может получить поддержку, выплакаться, отдохнуть, вернуться в напряженную ситуацию укрепленным.
– На практике, к сожалению, далеко не всегда родители поддерживают своих детей, зачастую сравнивают с другими сверстниками. Как же правильно указать ребенку на его ошибки?
– Нужно сравнивать его не с кемто, а с ним же самим. И указывать не на ошибки, а на достижения. Например: «Вот эту букву ты написал красиво, она у тебя получилась уже гораздо лучше». Теперь немного про пятерки и тройки.
Если мы хвалим школьника за хорошие оценки, то у него вырабатывается зависимость от получения положительных отметок. И у ребенка формируется связь «если я получу плохую оценку, меня станут меньше любить». Но это ведь не так. Оценки – это условность, это инструмент для учителя. Ориентация на оценки в семье может разрушать отношения. Часто случается такая история, что мамы и папы, опять же, переносят свой негативный опыт на школьника. Отсюда берутся требования: «Я учился на отлично и ты должен» или «Ты должен учиться лучше». И это повод, взрослые, разобраться с самими собой, со своими застарелыми травмами.
– Если ребенок объективно отстает в учебе, как быть?
– Искать причину. Соблюдены ли рекомендации по образовательному маршруту, нет ли проблем со здоровьем или стрессовой ситуации, например, переезда, развода родителей, изза которых ребенок выпал из образовательного процесса. Можно попробовать обратиться к учителю, в какихто ситуациях он подскажет, как быть: нужно ли нанять репетитора, подтянуть какието конкретные темы или же школьнику нужна особая образовательная программа.
Еще бывают ситуации, когда родители настолько активно пытались ребенка развивать, что в школу он уже приходит замотанный. Причина может еще и здесь крыться – в перегрузке развивашками, кружками и знаниями. Тогда учеба у ребенка вызывает раздражение и усталость, придется возвращать стремление к познавательной активности.
– Тогда вопрос в тему: а как не перегрузить ребенка кружками, секциями, репетиторством и прочими дополнительными занятиями? Где грань?
– Смотрите на реакцию своего ребенка. Не тяжело ли ему просыпаться, не тревожится ли он, не капризничает и не отказывается ли от занятий. Всегда можно спросить у педагога, тянет ли ученик, его ли история те или другие дополнительные занятия или стоит отказаться от них, переключиться на чтото другое. Вообще, когда ребенок идет в первый класс, затем в пятый, где увеличивается нагрузка, нормально если от трех месяцев до полугода он будет испытывать некоторые трудности. Если же школьник остается вялым, капризным более продолжительный отрезок времени, это повод обратиться к специалисту и пересмотреть нагрузки.
Беседовала Инга Романова