У танцора и балетмейстера Владимира Абрамова нет регалий и званий. Его называют «артистом из народа».
Об этом на его недавнем 70-летии напоминали многие: обойден официальными знаками отличия, зато все 30 лет служения музе танца Терпсихоре был любим публикой и уважаем коллегами. Но кроме них юбиляр принимал поздравления и от ветеранов спорта. Это и вызвало шутливый спор: что в Абрамове первично – футбол или танцы?
Трудный выбор
Он с улыбкой слушал своих давних друзей и невольно вспоминал, как трудно было в отрочестве выбирать между двумя такими сильными увлечениями. В Орле тогда было несколько футбольных клубов, и тренеры имели богатый выбор для пополнения резерва лучшими игроками десятков дворовых команд. Володя Абрамов еще школьником стал играть за «Динамо», и в 1966 году его команда выиграла кубок города в честь 400-летия Орла, а лучшие игроки основного состава были награждены памятной юбилейной медалью.
Но была еще одна сильная любовь – танцы. В старших классах он буквально разрывался: если близились матчи – пропадал на тренировках, ожидался концерт – он на репетициях. К выпускному вечеру набралось почти равное число наград за спортивные и хореографические успехи. Тренер настоятельно рекомендовал перспективному юноше связать свою жизнь со спортом, балетмейстер — с хореографией. Так до армии и не сделал окончательного выбора, а все армейские месяцы выступал за свое подразделение как спортсмен и артист: танцевал, играл на гитаре, декламировал, вел концертные программы. Тогда впервые услышал о себе характеристику: «человек-праздник». Не раз произносилась она и в ходе недавнего юбилейного вечера.
Сын своего отца
– Я не чувствовал никакого раздвоения личности, – признается Владимир Александрович. – Оба увлечения дополняли друг друга, более того, танцы мотивировали интерес к музыке, я стал изучать танцевальные традиции народов СССР, позднее в качестве балетмейстера сам поставил немало номеров.
Эта «многостаночность» в нем и старшей сестре Нине, ветеране педагогического труда, творчески одаренном человеке – от отца. Известный в Орле зубной техник, чьи коронки держались больше чем по 25 лет, Александр Абрамов был на все руки мастер: знал слесарное, токарное, ювелирное дело, рисовал, вырезал из слоновой кости, играл на гитаре, до войны был ведущим артистом городской театральной студии. В самых сложных жизненных ситуациях он не терял присутствия духа и сохранял оптимизм. Сын перенял у отца и эти черты. Поэтому, не добрав балла в московском физкультурном институте, куда пришел после армии, Владимир счел это знаком судьбы и поступил в Орловское культпросветучилище, нынешний колледж культуры. Танцевальный ансамбль, который создала здесь талантливый балетмейстер Элеонора Панкова, был самым известным в городе. Своих лучших воспитанников она рекомендовала в творческие коллективы предприятий и Дворцов культуры. С ее подачи уже в училище Абрамов выступал в составе областного хора профсоюзов.
И кавалер, и дед веселый
Вместе с дипломом танцора-балетмейстера ему предложили и место педагога на кафедре училища, но душа требовала танца. Как раз Элеонора Панкова набирала для Дворца культуры СПЗ танцевальный коллектив, ядро которого составили ее первые выпускники.
– Сложился очень хороший ансамбль, мы выставляли в плясках 16 смешанных пар, ставили и жанровые композиции, и сольные номера, – вспоминает Владимир Александрович. – Уже через год приняли участие в Международном фестивале танца «Дружба народов». Он состоялся в Кишиневе и собрал более двух тысяч танцоров из разных республик: молдавский «Жок», «Березка», грузинский «Мхедрули», танцевальная группа хора им. Пятницкого…
Молодой орловский коллектив не потерялся на фоне всемирно известных имен – привез домой звание лауреата. А Владимир Абрамов был отмечен за актерское мастерство специальным дипломом и премией Министерства культуры СССР.
– Мало кто умел так перевоплощаться в танце, как Володя Абрамов, – вспоминает большой период совместного творчества певица и педагог Таисия Казарина. – С разными орловскими коллективами мы объездили половину Советского Союза, выступали с концертами на БАМе, за границей – и всюду Володя Абрамов был душой компании. Он мог и свежим анекдотом рассмешить, и приободрить, и успокоить. В нем очень сильно выражено актерское начало: он танцевал не ногами, а сердцем, показывал танцем душу народа. В кадрили был неотразимым кавалером, в «Скоморошнице» – балаганным шутом. А его «Веселый дед» – вылитый шолоховский Щукарь – стал визитной карточкой Владимира Александровича на долгие годы. Он и в свой 60-летний юбилей вышел с ним на сцену ОГЦК, исполнил фрагмент этого искрометного танца и в день своего 70-летия. По этому поводу бывшие коллеги выразили сожаление, что у Абрамова нет своего коллектива – так много он еще может показать молодым.
Балетмейстер
В свое время у Владимира Александровича были ученики. В 1986 году по его инициативе при ДК СПЗ был создан вокально-хореографический ансамбль «Орловия» с мощной мужской группой. Позже, уже окончив заочно институт культуры, он несколько лет проработал балетмейстером и солистом ансамбля песни и танца орловской милиции. В его годы это был базовый творческий коллектив МВД СССР, который принимал участие в крупных ведомственных мероприятиях, выступал на концертных площадках Олимпиады-80, гастролировал по городам Сибири и Дальнего Востока. Ансамбль не раз становился лауреатом творческих фестивалей, а его солист и балетмейстер удостоен множества дипломов и грамот МВД.
Горожане могли видеть танцы в постановке Владимира Абрамова и на сцене ОГАТ: в 90-е годы он поставил хореографические номера для 12 спектаклей, а в премьерных показах «Мандата» несколько раз сам выходил на сцену.
…На пенсии он уже 10 лет, но форму держит ежедневными прогулками со шпицем Боней и домашними репетициями «для здоровья». Твердо убежден: люди перестают танцевать не потому, что стареют, – они как раз стареют потому, что перестают танцевать. И на своем юбилее доказал это под восторженные аплодисменты гостей. Удивил даже молодых…
Валентина Новошинская
Фото автора и из архива В. Абрамова