Проект «Великая Отечественная война в судьбах выпускников Орловского учетно-кредитного техникума»
Начало в «Орловской городской газете» № 48, 49 за 2017 год, № 2-6 за 2018 год
Имени выпускника Орловского учетно-кредитного техникума Александра Петровича Мамкина нет среди Героев Советского Союза, но совершенный им подвиг, не имеющий аналогов в истории Великой Отечественной войны, позволяет назвать его героем и поставить в один ряд с кавалерами Золотых Звезд.
Окончание. Начало в № 6 «ОГГ»
Последний полет
В самолет, предназначенный для двух человек, Александр Мамкин уместил 10 детей, их воспитательницу Валентину Латко и двух раненых партизан. Закутанная в шали малышня испуганно выглядывала из своих «коконов». Р5 затарахтел и, покачиваясь, поднялся в ночное весеннее небо.
По счастливой случайности в этот день на партизанский аэродром прилетели московские кинооператоры. Они успели снять, как плечистый летчик с доброй улыбкой усаживал в самолет истощенных и худо одетых малышей. Эти уникальные документальные кадры вошли во многие военные хроники.
Немецкий истребитель
Поначалу полет проходил нормально, но через 15 минут неожиданно над линией фронта появился немецкий истребитель. Очередь прошила фанерный самолет Мамкина, пули попали в моторный отсек. Двигатель загорелся. Пламя охватило кабину пилота. На Александре горело все: одежда, шлемофон, унты. За спиной летчика раздавался детский плач. Сгорая заживо, Александр Петрович думал только об одном: как посадить самолет?
До озера он не дотянул всего несколько десятков метров. Ломая прибрежные кусты, и подпрыгивая на кочках, горящий самолет выкатился на лед.
Один вопрос
Александр Петрович совершенно непостижимым образом выбрался из кабины, но передвигаться сам уже не мог. Прежде чем потерять сознание, он задал единственный вопрос: «Дети живы?».
И услышал голос мальчика Володи Шишкова: «Товарищ летчик, не беспокойтесь! Я открыл дверцу, все живы, выходим…».
Дети вместе с воспитательницей успели через грузовые люки выскочить из самолета и оттащить обоих раненых партизан. Лишь после этого самолет вспыхнул огромным костром и взорвался. Настоящее чудо, что это не произошло в воздухе.
Ребятишки тут же бросились к дяде Саше. Мамкин открыл глаза и, увидев громко плачущих мальчишек, попытался поднять обугленную руку. Однако сил на это уже не осталось. Он лишь чтото прошептал обгоревшими губами и снова потерял сознание.
Врачи госпиталя, куда успели доставить Александра Мамкина, недоумевали. Как мог управлять машиной человек, в лицо которого вплавились очки, а ноги обуглены до костей? Каким образом он смог посадить самолет? Физически это было практически невозможно. Сила духа управляла горевшим телом.
Могучий организм советского парня, поддерживаемый разве что благодарными детскими молитвами, сопротивлялся еще целую неделю, но 17 апреля 1944 года летчика не стало.
А дети, которых он не успел вывезти, каждый день бегали к озеру Вечелье – встречать дядю Сашу. Ждали до последнего, надеясь на свою счастливую звезду. Но она для них, увы, погасла. Впереди – блокада, тяжелые бои с карателями и ужасы фашистского концлагеря. После 25дневного неравного, ожесточенного, героического сражения ПолоцкоЛепельская партизанская республика пала, и вырваться из окружения довелось далеко не всем.
Боевые друзья похоронили героя у стен церкви в деревне Маклок Смоленской области. Уже после войны его останки были перезахоронены на мемориальном кладбище «Лидова гора» в городе Велиже.
«Дети Мамкина»
Спасенные Александром Мамкиным воспитанники Полоцкого детдома называли себя его детьми.
В Минском музее истории Великой Отечественной войны среди документов, рассказывающих о подвиге летчика А.П. Мамкина, есть воспоминания спасенных им сирот.
«Мне было всего четыре года, и в моей памяти сохранилось мало, но коечто помню – рассказывал Владимир Форинко. – В самолете было очень тесно, и каждого из нас лично усаживал дядялетчик. В памяти всплывает какойто треск, догорающий самолет, заплаканное лицо воспитательницы… Помню, как в землянке меня посадили на нары, на которых лежал летчик. Лицо у него было все в ожогах, он бредил и тянулся кудато руками…».
Галина Тищенко, которой в то время было 11 лет, вспоминала: «Мы притихли, когда услышали звук, как будто в металл горсть камней сильно бросили… А через несколько секунд увидели впереди, где кабина летчика, пламя. Я помню руки Мамкина в этом огне – они метались и все чтото делали. Самолет резко пошел вниз, и вскоре его потряс такой удар, что мне показалось – разваливается на куски».
«Я сидел за спиной летчика, – вспоминал Владимир Шишков. – Я видел.., как он был объят пламенем, но он сделал все, чтобы мы были живы».
Внук В. Шишкова Роман Мельников из СанктПетербурга: «Дедушка подзывал нас к телевизору, когда шли кадры кинохроники, волновался, повторял: «Вот он, вот он, Саша Мамкин! Запомните его лицо. Если б не он, вас не было бы на свете!».
Дань памяти
28 июня 1944 года командование 105го полка отправило представление о присвоении Александру Петровичу Мамкину звания Героя Советского Союза (посмертно). Только вот оно еще в годы войны заблудилось гдето на почтовых дорогах.
Увы, никакого решения на этот счет в «верхах» принято не было.
Память о летчике А.П. Мамкине увековечена в названии одной из улиц г. Полоцка. В Репьевском районе Воронежской области на здании школы, где учился герой, установлена мемориальная доска. На месте последнего приземления его самолета в деревне Труды Полоцкого района и на партизанском аэродроме около деревни Селявщина Россонского района Витебской области установлены памятник и обелиск.
Но самый лучший памятник летчику–спасенные им дети из Полоцкого детского дома. Сейчас в Беларуси и России живут более 80 их потомков.
Марина САМАРИНА